Главная » Гражданство » Гарантии прав иностранных работников
Гарантии прав иностранных работников Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет Филиал ФГБОУ ВПО МГИУ в г. Сергиевом Посаде Кафедра Гражданско-правовых дисциплин и правоохранительных органов по дисциплине Трудовое право на тему: Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации Оценка работы ____________________ Дата ___ _____________ 201__г.

Гарантии прав иностранных работников

Гарантии прав иностранных работников

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный индустриальный университет

Филиал ФГБОУ ВПО МГИУ в г. Сергиевом Посаде

Кафедра Гражданско-правовых дисциплин и правоохранительных органов

по дисциплине Трудовое право

на тему: Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации

Оценка работы ____________________

Дата ___ _____________ 201__г.

§ 1. Понятие иностранных граждан ………………………. …………….….…5

§ 2. Трудовые права иностранных граждан. Общие положения. . 8

§ 3. Гарантии прав иностранных работников. . . . 12

§ 4. Иностранные граждане, как работники ……………………. ……. ……17

§ 5. Иностранные граждане, как работодатели………………. …..…………25

Все большую актуальность для российской действительности приобретает тема трудовой миграции. Сегодня наша страна является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, не только в постсоветском пространстве, но и в Европе, и в мире в целом. Поток мигрантов объективно востребован сложившимся демографическим и экономическим положением России в настоящее время.

С точки зрения трудового права, данная тема обладает особой актуальностью в связи с массивом норм, определяющих трудовой статус иностранцев в России и сложностью их применения. Несмотря на участившееся в последнее время применение законодательства в этой области, оно не отличается ясностью, четкостью и детальной урегулированностью. Стоит отметить, что в последнее время целый ряд нормативно-правовых актов по данной теме подвергся усовершенствованию.



Объектом исследования, проведенного в данной работе, являются общественные отношения, складывающиеся в области применения российского законодательства в отношении иностранных работников. Предметом же является рассмотрение категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, установление их трудовых прав и обязанностей на территории России, гарантий их реализации, а также предложение способов усовершенствования нормативной базы по данному вопросу.

Исходя из всего вышесказанного о приоритетности проблемы трудовой миграции, можно сформулировать цель и задачи данной работы. Цель работы – определение прав и обязанностей иностранных граждан в сфере труда, подробный анализ реализации установленных прав, а также рассмотрение гарантий их осуществления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение понятия иностранных граждан, изучить общие положения о трудящихся мигрантах и их правах, выявить проблемы, связанные с реализацией норм трудового законодательства, устанавливающих гарантии реализации прав и обязанностей, подробно рассмотреть способы осуществления иностранцами своих трудовых прав на территории России и наметить возможные пути совершенствования норм законодательства в этой области.

Основой этой курсовой работы послужили труды Наумовой Р.Л., Богуславского М.М., Баглая М.В., Феоктистова А.М., а также другие учебные пособия и научные работы. Правовую базу курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, правовые акты органов исполнительной власти.



Работа состоит из введения, пяти параграфов и заключения. В первом параграфе я дала понятие иностранного гражданина и лица без гражданства, во втором обозначила общие трудовые права мигрантов. В третьем параграфе мной были раскрыты гарантии реализации трудовых прав иностранных работников. В последующих параграфах были рассмотрены иностранные граждане в качестве работников и работодателей.

В связи с тем, что проблемы, связанные с международным трудом являются достаточно новыми для России, тема правового регулирования труда работников-мигрантов стала разрабатываться лишь с 90-х годов 20 века. Так, проблемы, связанные с нарушением прав трудящихся-мигрантов рассматривалась Е.В. Виноградовой, а также Феоктистовым И.А. Ими были затронуты отдельные вопросы трудоустройства иностранных граждан в РФ. Актуальные проблемы данной темы освещены и в работе Наумовой Р.Л., где дается характеристика законодательства РФ о статусе иностранцев, работающих в России; раскрываются международные трудовые стандарты регулирования труда иностранцев.

Понятие иностранных граждан

Иностранные граждане все чаще сегодня становятся субъектами трудового права России. Определение их правового статуса дается во многих нормативно-правовых актах, в том числе и в международных. Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются с течением времени под влиянием многих обстоятельств. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства или лиц с двойным гражданством, постоянно или временно пребывающих на территории страны, имеет определенные особенности и специально регулируется законодательством каждого государства.[1]



В российском законодательстве правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется Конституцией РФ, ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также международными правовыми актами. Конституция РФ установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.[2]

Тем не менее, правовой статус иностранцев существенно отличается от правового статуса граждан РФ.

Согласно ФЗ №115, иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. [3]

Помимо непосредственно иностранных граждан субъектами трудового права России могут быть и иные категории лиц, не имеющих гражданство Российской Федерации. Ими являются лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы. Согласно ст. 2 ФЗ № 115-ФЗ, лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.[4]

Понятие беженца дается ФЗ от 19 февраля 1993 года № 4528-1 О беженцах следующим образом: беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.[5]



А ст. 1 Закона РФ О вынужденных переселенцах от 19 февраля 1993 года № 4530-1 определяет одну из категорий понятия вынужденный переселенец, как иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.[6]

Таким образом, очевидно, что понятие иностранный гражданин как субъект трудового права России можно трактовать достаточно широко. Основным признаком является лишь отсутствие у лица гражданства РФ. Что же касается непосредственного определения понятия иностранный гражданин как субъект трудовых правоотношений в РФ, то оно определено ФЗ № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в ст. 2. Согласно ей, иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, а иностранный гражданин как работодатель, то есть иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.[7]



Соответственно, в зависимости от того, к какой из указанных категорий относится лицо, зависит объем его прав, обязанностей и способы их реализации. Порядок реализации трудовых прав и обязанностей иностранными гражданами, кроме того, зависит и от того, на каком правовом основании они находятся на территории РФ. В связи с этим выделяют следующие категории иностранных граждан:

— иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ;

— иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ;

— иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы.[8]

Данные виды пребывания иностранных граждан на территории России также закреплены и регулируются ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ. Так, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Временно проживающий на территории России иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, — иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением случаев, определенных законом).[9]

Трудовые права иностранных граждан. Общие положения



В российском законодательстве существует ряд общих принципов в области трудовых отношений, касающихся, как я уже отмечала, и постоянно проживающих в РФ иностранных лиц, и иностранцев, временно пребывающих на территории России.

Государство гарантирует каждому равенство прав и свобод и запрещает любые формы ограничения прав или предоставление каких-либо преимуществ по перечисленным обстоятельствам (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).[10] Это в полной мере распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан, на лиц без гражданства и на все категории вынужденно перемещенных лиц[11].

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. [12] Следовательно, на них распространяются и общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков; они имеют право на социальные пособия, право на отдых. Иностранцы могут заниматься предпринимательской и экономической деятельностью с учетом ограничений, предусмотренных законом.[13] Установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, правила распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.[14] Трудовой кодекс РФ не устанавливает никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Однако в некоторых законодательных актах все же содержатся некоторые ограничения трудовых прав иностранных граждан. В частности, в ФЗ от 25 июля 2002 года О правовом положении иностранных граждан в РФ в ст. 14 устанавливается запрет на занятие иностранными гражданами должностей на муниципальной и государственной службе.[15]



Право на защиту от безработицы охраняется Конституцией (ст. 37).[16] Одним из способов защиты является повышение собственной квалификации, что обеспечивается доступностью профессионального образования для всех желающих приобрести его. Граждане, в том числе и иностранные, вправе получить бесплатное профессиональное образование по направлению службы занятости, при потере возможности работать по профессии, в случае профессионального заболевания или инвалидности, а также в других случаях, предусмотренных законом (ст. 197 ТК РФ).[17] При этом этой возможностью можно воспользоваться неоднократно.

Для иностранцев, лиц без гражданства и вынужденно перемещенных лиц нет ограничений в постановке на учет в органы государственной службы занятости в качестве безработных.[18]

Что касается трудовых прав вынужденных переселенцев и беженцев, то данные положения регулируются ФЗ от 19 февраля 1993 года О беженцах № 4528-1 и Законом РФ О вынужденных переселенцах № 4530-1. Содействие вынужденным переселенцам и лицам, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании вынужденным переселенцем, в сфере занятости, профессиональной подготовки (переподготовки) и в повышении квалификации является самостоятельной обязанностью подразделений ФМС России и органов государственной службы занятости. Миграционные органы предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в них. Дополнительно закреплена обязанность органов занятости регистрировать вынужденных переселенцев в качестве безработных при невозможности их трудоустройства независимо от срока проживания в данной местности.[19]



Аналогичные права имеют и лица, признаваемые беженцами. Местные органы федеральной службы занятости населения обязаны поставить беженца либо лица, ходатайствующего о признании беженцем, на учет в качестве безработного. Затем орган службы занятости обязан оказывать содействие в направлении их на профессиональное обучение (как правило, в центре временного размещения беженцев) и в трудоустройстве.[20] ФЗ О беженцах в п. 7 ст. 17 предусмотрено направление информации о занятости населения из органов службы занятости в миграционную службу, что должно помочь беженцам в поиске стабильного источника средств к существованию.[21] Поэтому им также целесообразно интересоваться вакансиями и в местной миграционной службе.

Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ и разрешения на осуществление трудовой деятельности. Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане могут работать в РФ наравне с российскими гражданами. А временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание.[22] В то же время на основании пункта 6 статьи 13 ФЗ №115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Правительство РФ, учитывая региональные экономические связи, вправе устанавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного субъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта.[23] Данная норма закона о разрешительном порядке привлечения иностранной рабочей силы объясняется необходимостью защиты национального рынка труда от большого количества иностранных работников, оказывающих негативное воздействие на условия занятости в России. Её в полной мере можно признать справедливой, поскольку в стране сохраняется достаточно высокий уровень безработицы, и в настоящее время нельзя предоставлять иностранным гражданам равные с россиянами возможности в трудоустройстве.



Гарантии прав иностранных работников

Однако права должны быть подкреплены гарантиями их реализации. Что касается гарантий трудовой деятельности иностранных работников, то они схожи с гарантиями, предоставляемыми российским гражданам. Так, при заключении трудового договора с работодателем иностранный гражданин предоставляет работодателю тот же перечень документов, что и российский гражданин.[24] Однако на деле многие работодатели запрашивают также иные сведения и документы, например сведения о постановке на учет в налоговый орган, который иностранные граждане могут получить с трудом. По трудовому законодательству на иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства. Согласно же опросам мигрантов, большинство из них отмечают плохие условия работы и проживания (грязь, холод).[25] В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в РФ.[26]

Согласно ст. 91 ТК РФ, на иностранных работников распространяется норма о продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю.[27] Конкретная же продолжительность устанавливается в трудовом договоре. На них также распространяются нормы и о ежегодном оплачиваемом отпуске и его продолжительности. Размеры и сроки выплаты заработной платы устанавливаются, как и в общих случаях, трудовым договором с гражданином. Однако действительная продолжительность рабочей недели превышает все допустимые пределы: по данным, предоставленным международной организацией по миграции средняя продолжительность составляет 60 часов, а ежегодный отпуск предоставляется только 17% мигрантов.[28]



Ограничения по гарантиям присутствуют только в отношении медицинской помощи и больничных отпусков трудовым мигрантам. На медицинскую помощь имеют право только иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, вынужденные переселенцы и беженцы. Временно же пребывающим и временно проживающим на территории РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года № 546 Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ. Согласно нему, плановая медицинская помощь оказывается мигрантам на платной основе с предоставлением всех необходимых документов. [29] В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ. Временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях в порядке, установленных законодательством РФ. Что касается действительности, то с вступлением в силу ФЗ от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованными лицами теперь являются только иностранные граждане и лица без гражданства постоянно или временно проживающие на территории России. [30] В связи с соглашениями между Россией и Беларусью все без исключения граждане Белоруссии, работающие по трудовым договорам, независимо от их статуса, являлись вплоть до 2010 года застрахованными лицами и имели равные с гражданами РФ права на социальное обеспечение, в том числе и на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. [31] Однако с 1 января 2010 года в России вступил в силу ФЗ от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С тех пор выплаты по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории страны, не облагаются социальными страховыми взносами. Эта норма распространяется и на владельцев белорусских паспортов. Независимо от вида трудового договора с российским нанимателем граждане Беларуси, занятые временной трудовой деятельностью на территории России, не рассматриваются российским законодательством в качестве застрахованных в системе пенсионного страхования, не имеют прав на российские пособия по временной нетрудоспособности и материнству. [32] Больничный лист выдается соответственно также только гражданам постоянно или временно проживающим в России. Согласно опросам, только 15% трудящихся мигрантов имеют возможность получить больничный лист, а медицинскую страховку имеют 24%. [33] Пособия по беременности и родам зависит от статуса пребывания работника на территории России. Это пособие выплачивается только постоянно и временно проживающим в России иностранным гражданам. Если же организация решит выплатить временно пребывающей на территории РФ иностранной гражданке пособие по беременности и родам, то сделать это можно только из собственных средств организации, так как ФСС возмещать эти расходы не будет. Однако отпуск по беременности и родам организация должна предоставить временно пребывающей иностранной гражданке на основании ее заявления. [34]



На основании Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 О трудовых книжках, работодатель обязан оформлять трудовые книжки на каждого работника, в том числе и на иностранца, проработавшего у него более пяти дней, если эта работа является для него основной.[35] Организация не имеет права принимать от работников трудовые книжки иностранных государств. Записи об общем (непрерывном) трудовом стаже из трудовой книжки иностранного образца в трудовую книжку российского образца не переносятся. Такое разъяснение приведено в письме Роструда от 15 июня 2005 г. №908–6–1 Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника.[36] Также как и граждане РФ, мигранты, проживающие на территории России, имеют право состоять в российских профсоюзах.[37]

Говоря о социальных гарантиях, таких как право на жилье или бесплатное предоставление работнику автомобиля для выполнения им своих трудовых функций, нужно учитывать, что подобные гарантии материального, жилищного обеспечения на период пребывания иностранца в РФ не учитываются для целей исчисления налога на прибыль организации, в которой трудится мигрант. Поэтому, если стоимость проживания оплачивается работодателем, то эти затраты не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. [38] Соответственно, реально обеспечивать работника всем необходимым работодателю за свой счет просто не выгодно.

В связи с ратификацией РФ 11 июля 2011 года Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей для граждан стран-участниц Таможенного Союза и Единого экономического пространства (Беларусь, Россия и Казахстан) были введены дополнительные социальные гарантии. Так, дети трудящегося-мигранта, совместно с ним проживающие на территории государства трудоустройства, имеют право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Также норма о постановки на учет по месту пребывания в течение 7 суток со дня въезда на территорию РФ, установленная ФЗ от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, заменяется нормой о 30 сутках для постановки на учет или регистрации.[39] Однако стоит отметить, что данное соглашение во многом продублировало нормы российского законодательства в отношении иностранных граждан и принципиально новых изменений в перечень их трудовых прав и гарантий их реализации не внесло.



Иностранцы могут реализовывать свое право на труд различными способами: путем осуществления трудовой деятельности в качестве работников коммерческих и некоммерческих организаций, а так же у индивидуальных предпринимателей; осуществлять предпринимательскую деятельность; работать в дипломатических и консульских учреждениях своего государства; в филиалах и представительствах иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации. В данной курсовой работе я рассмотрю две наиболее сложные для осуществления формы осуществления трудовых прав иностранных граждан.

О admin

x

Check Also

Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина Права и свободы человека и гражданина В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основными из них являются: признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения; осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц равенство всех перед судом и законом; равенство мужчины и женщины; приоритет общепризнанных международных норм перед законами России; строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом; запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.